
В минувшие выходные посетилит пожарную часть в сердце старой деревяной Самары, недалеко от музея МЧС и первой Самарской пожарной каланчи.
Кстати в этой пожарке тоже полюбовались видами нашего города с каланчи.
Но пока побродим немного в нутри

тут стояли машины пожарных расчетов



А вот на мой вкус очень неплохой обзорный материал о истории пожарного дела в нашем городе
В XVII – XVIII веках основной метод борьбы с пожарами в Самаре, был – разборка деревянных строений, заборов и перемычек. Это позволяло предотвратить распространение огня по всему поселению, состоявшему, большей частью, из деревянных домов.



На чердаках строений и во всех дворах обязательно стояли бочки и кадки с водой. В случае пожара на пути огня разворачивались мокрые паруса из плотной ткани или устанавливались щиты, смоченные водой. Это давало возможность сдерживать на какое-то время огонь. А на крышах соседних домов люди гасили падавшие искры метлами, смоченными водой.
Но эти меры были действенны только в начале пожара.






Основными инструментами огнеборцев в то время были крюки, топоры, ведра, паруса, помело. И если в Москве уже к концу XVII века стали использовать заливные трубы, то до Самары они дошли только через сто лет.
Уездная Самара в начале XIX века по-прежнему выглядела неблагоустроенным захолустьем. Улицы по ночам не освещались, практически все они оставались незамощеными, а для приезжих не было в городе ни гостиниц, ни извозчиков. Городская полиция также пребывала в жалком состоянии. А поскольку по «Пожарному Уставу» 1832 года число пожарных команд и лошадей для каждого города определялось числом домов и его рангом, то Самаре в те годы не полагался даже брандмейстер.

а чо костерок в пожарке растопить самое то


ствол каланчи









До 1841 года пожарное дело здесь было возложено на городскую полицию. В 20-30-е годы XIX века в распоряжении российских пожарных команд были следующие инструменты (или, как их еще называли, огнегасительные орудия и снаряды): уже упоминавшиеся выше большие и малые водозаливные трубы, щиты, багры, крючья, топоры, лестницы, ведра, бочки, швабры, метлы и некоторые другие приспособления. При этом «Пожарный Устав» гласил, что команда огнеборцев, их лошади и инструменты должны находиться «всегда в надлежащей исправности и полном комплекте», а содержать команду и ее имущество власти были обязаны за счет городских доходов.
Новое штатное расписание самарской городской полиции российский император Николай Первый утвердил только после очередного сильного пожара в 1840 году. Свой указ он подписал 16 октября 1841 года. Именно эту дату и следует считать днем создания самого первого пожарного обоза в Самаре. Впоследствии указ императора был опубликован в Полном собрании законов Российской империи в 1842 году (статья 14 938).
В соответствии с новым штатным расписанием уездной Самаре был положен один полицмейстер, два частных пристава, один брандмейстер, три унтер-офицера, а также 25 пожарных служителей. Для пожарной команды предусматривалось 20 лошадей с соответствующим содержанием. Оснащение самарских огнеборцев в то время было следующим: 13 пожарных труб, 28 летних и 16 зимних дрог, 14 бочек, 20 ведер, 4 лестницы, 28 багров и 2 топора. В общей сложности на содержание этого подразделения городу можно было расходовать 1421 рубль 52 копейки в год. Поскольку Самара, согласно указу императора, в том же году была поделена на два района, то, следовательно, в нем можно было создать не одну, а целых две пожарные команды. И уже вскоре в каждом из этих районов сначала была создана полицейская часть, а при каждой из них – пожарная команда из двенадцати человек с десятью лошадьми. Почти сразу же городские власти начали приобретать для них пожарные инструменты.
Пожары «выжигали» Самару практически каждый год.(полностью читать тут http://samsud.ru/blogs/hroniki-samarochki/istoricheskie-vehi-razvitija-pozharnoi-o.html)


Journal information