gon1969 (gon1969) wrote,
gon1969
gon1969

Categories:

Небольшая прогулка по Безымянке

Безымянка — крупный промышленный и жилой массив, расположенный в юго-восточной части города Самара, в окрестностях железнодорожной станции Безымянка. Административно входит в Кировский, Промышленный и Советский районы города.
Арка, Елки Кирова и металл 012.JPG
Вчера совершил хорошую прогулку по аллеи трудовой славы, пр. Кирова и ул. победы
чуть позже будет большой отчет о прогулке пока несколько фото.
да и скажу так, давно у меня не было таких положительных эмоций от прогулки в этой части города.
Немного истории этого района.
Арка, Елки Кирова и металл 011.JPG
В конце 19 века в данную местность был перенесён из Запанского посёлка города Самары испытательный полигон (стрельбище) Трубочного завода.
Всегда считал что для Самары КПО ЗИМ был главным заводом, как для Куйбышева ЦСКБ-Прогресс».

В 1903 году основан разъезд «Безымянка» Самаро-Златоустовской железной дороги, названный по имени протекавший вблизи него маленькой речки. При разъезде возник небольшой посёлок железнодорожников, который постепенно расширялся за счёт дачных участков. Вскоре разъезд получил статус станции.
В 1912—1916 годах вблизи разъезда построен Самарский железнодорожно-ремонтный завод («Сажерез»). В 1922 году создан кооператив железнодорожников «Сад-город», что обусловило дальнейшее развитие жилой застройки в районе станции «Безымянка».
В августе 1932 года завод «Сажерез» был реконструирован, построены и введены в строй новые корпуса, в 1935 году стал называться Куйбышевским заводом запасных частей (КЗЗЧ) имени Валериана Куйбышева. Численность персонала достигла около двух тысяч человек, завод выпускал паровозные и вагонные рессоры, буксы, оси, пружины и другие детали. Разъезд Безымянка был преобразован в станцию.
В 1939 году был создан Молотовский район города Куйбышева, Безымянка вошла в состав города.
Безымянка как крупный промышленный узел получила развитие в 1940 году, в связи с началом строительства в этом районе города авиационных заводов и Безымянской ТЭЦ и созданием вблизи станции Управления особого строительства НКВД СССР и Безымянлага. Многие промышленные и жилые объекты на Безымянке были построены силами заключённых Безымянлага, существовавшего с 1940 по 1946 годы.
Арка, Елки Кирова и металл 149.JPG

Арка, Елки Кирова и металл 259.JPG

Арка, Елки Кирова и металл 226.JPG

Арка, Елки Кирова и металл 228.JPG
9 ГПЗ, а ныне ОАО «СПЗ» занял площади первого безымянского завода «Сажерез». Сюда в декабре 1941 года был эвакуирован единственный на тот момент в стране подшипниковый завод из Москвы. Первая продукция была выпущена 18 марта 1942 года. Дебютная партия подшипников предназначались для легендарного танка Т-34.

Моторный завод № 24, позднее — моторостроительное производственное объединение имени М.В. Фрунзе, ОАО «Моторостроитель», с апреля 2010 — открытое акционерное общество «Кузнецов». Эвакуирован из Москвы осенью 1941 года, был размещен на площадке, отведенной для завода № 337. Имя предприятия увековечено в названии остановки общественного транспорта «Проходная ОАО «Моторосторитель», а близ завода со стороны Заводского шоссе установлен бюст М.В. Фрунзе.

Завод аэродромного оборудования № 454. Ныне ОАО «Старт». Был эвакуирован из Киева летом 1941 года.

Строительство и ввод в эксплуатацию последних двух предприятий курировался специально созданным в Куйбышеве Управлением Особого Строительства НКВД СССР (Особстрой). Конечно, ими не ограничивается весь перечень промышленных предприятий появившихся на карте Самары в военные годы. Все они так или иначе связаны с Безымянкой, однако в принятой нами географической модели относятся все же к другим районам города.
Так, о самолетостроительных заводах № 1 и № 18, агрегатном заводе № 35 и «Гидроавтоматике» речь пойдет в отдельной статье, посвященной «Юнгородку». источник http://drugoigorod.ru/bezymyanka1/
Арка, Елки Кирова и металл 221.JPG

Арка, Елки Кирова и металл 220.JPG
В соответствии с постановлением Правительства СССР от 17 сентября 1939 г. № 346с в 3 км от станции Безымянка запланировано было построить самолётостроительный завод № 122 НКАП. Проект строительства был подготовлен к концу 1940 г. По приказу № 262сс от 22.03.1941 г. завод передан в 10-е Главное управление Наркомата авиационной промышленности (НКАП).

6 августа 1940 года Комитет Обороны при СНК СССР выпустил постановление о начале строительства в районе станции Безымянка на Безымянской и Падовской площадках трёх новых авиационных заводов (самолетостроительные — № 122 и 295 и моторостроительный — № 337). Пуск заводов планировался на конец 1941 года — весну 1942 года. Проектная суммарная мощность заводов предусматривала ежегодный выпуск 2700 цельнометаллических боевых самолётов и 11000 авиационных двигателей. Потребность в строительных рабочих планировалась в размере: 1940 год — 40 тыс. чел., 1941 год — 120 тыс. чел.; потребность в рабочих заводов оценивалась в 75 тыс. чел. Одновременно с заводами планировалось построить сеть железнодорожных и шоссейных дорог, водопровод, канализацию и теплосеть. К июню 1941 года были построены фундаменты и стены цехов авиазаводов, цементный завод и Безымянская ТЭЦ.
Арка, Елки Кирова и металл 229.JPG
Летом 1941 года, после начала Великой Отечественной войны, на территорию Безымянки эвакуированы авиазаводы и другие промышленные предприятия из городов центра и запада европейской части СССР.
10 декабря 1941 года взлетел первый самолёт (Ил-2), выпущенный на безымянской площадке (авиазаводом № 1)
Завод был эвакуирован из города Воронеж и носил имя Клима Ворошилова.
Жаль что сегодня он в очень печальном состоянии и весьма урезан.
Арка, Елки Кирова и металл 023.JPG

Арка, Елки Кирова и металл 031.JPG

Арка, Елки Кирова и металл 033.JPG
Эту арку открыли 7 мая этого года
Открытие Парка победы и Триумфальной арки 475.JPG

Открытие Парка победы и Триумфальной арки 264.JPG

Открытие Парка победы и Триумфальной арки 121.JPG
о том как арка строилась и открывалась полностью тут http://gon1969.livejournal.com/635324.html
В октябре 1941 года было развёрнуто строительство двух жилых городков каждый на 7 тысяч человек каждый из деревянных бараков облегчённой конструкции. 30 тысяч квадратных метров жилой площади было передано заводам за счет лагерных бараков Безымянлага. Для транспортного обеспечения Безымянки в июне 1942 года из Москвы, городов Ростовской, Горьковской, Рязанской, Ивановской, Саратовской и Кировской областей, Краснодарского края, Чувашской и Башкирской АССР прибыло 60 трамвайных вагонов и 60 автобусов.
С конца 1941 года до начала 1943 года Куйбышев принял свыше 250 000 эвакуированных, значительная часть из которых была размещена на Безымянке. Уже в 1941 году были построены несколько кварталов двухэтажных домов (в границах современных улиц Победы, Воронежской, Юных Пионеров и проспекта Кирова).
В конце 1941 года — начале 1942 года были сданы в эксплуатацию трамвайные пути протяженностью 8,7 км, соединявшие Куйбышев с Безымянкой, закончено строительство Чёрновского шоссе длиной 10,6 км (ныне улица Гагарина). В конце 1941 года[8] официально открыто движение трамваев (маршрут № 3) от улицы Полевой до 4-го района Управления особого строительства (район современной площади Кирова). От конечной остановки трамвая до авиационных заводов (около 2 километров) работники шли пешком.
13 марта 1942 года был образован Кировский район города Куйбышева, включающий территорию Безымянки. Строительство новой трамвайной линии внутри Безымянки — от кольца 3-го маршрута по Кировскому и Заводскому шоссе до промплощадки завода № 18 (современная остановка «Юнгородок») было завершено в июле 1943 года. В 1942 году на Безымянке начали работать три школы, 12 сентября открылась Центральная больница Кировского района (имени Семашко).
С мая 1944 года недостроенное Кировское трамвайное депо на улице Промышленной (ныне улица Физкультурная) стало использоваться для ремонта и обслуживания вагонов, работающих на Безымянском направлении (маршруты № 3 и № 8). Кировское депо находилось на балансе Наркомата авиационной промышленности, в 1948 году оно передано на баланс Куйбышевского трамвайно-троллейбусного управления. К 16 ноября 1951 года Кировское депо было достроено и полностью введено в эксплуатацию.
К 1945 году в Куйбышеве и Куйбышевской области работало 13 заводов НКАП (эвакуированных и смонтированных на новом месте): № 1 (бывший самолетостроительный завод № 122), № 18 (бывший самолетостроительный завод № 295), № 24 (бывший моторостроительный завод № 337), а также № 35, 52, 53, 57, 145, 165, 207, 305, 454, 481.
Арка, Елки Кирова и металл 078.JPG

Арка, Елки Кирова и металл 089.JPG

Арка, Елки Кирова и металл 097.JPG

Арка, Елки Кирова и металл 105.JPG

Арка, Елки Кирова и металл 109.JPG
пока все
Tags: Аллея славы, Безымянка, Металлург, пр. Кирова, ул. Победы
Subscribe

promo gon1969 may 20, 2015 12:27 21
Buy for 5 000 tokens
фото 19-41 года Недавно на открытии триумфальной арки, на пр. юных пионеров в Самаре. Руководители региона вспоминали как в 1941 году в г. Куйбышев эвакуиовались оборонные предприятия из г. Воронежа, в том числе и завод им. Ворошилова. Эти воспоминания напомнил, мне историю моей семьи(по мужской…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 7 comments