
К сожалению эта часть ул. Большой(первое название ул. М. горького)

сегодня не в самом идеальном состоянии, до этого мы гуляли
по более красивой ее части
http://gon1969.livejournal.com/603461.html
http://gon1969.livejournal.com/616098.html
http://gon1969.livejournal.com/672700.html
Но несмотря ни начто, это одна из самых старых и значимых
с исторической точки улиц нашего родного города.

Именно в ее границах в 1586 году причалила флотилия Григория Засекина.



Федор Иоаннович подписал указ в далекой Белокаменной, и вот уже на волжском берегу при впадении реки Самарки появился работный люд, стрельцы, дворяне, священники.
Вот перед вами улица Максима Горького, и мало кто знает, что это была первая улица города, которая носила название Большая. Да, уважаемые господа и дамы, в те времена улицы называли не по прихоти чиновника, а отражали самую суть. Так почему же улица называлась Большой? Да потому, что на нее выезжали все гости Самары, двигавшиеся по суше или по воде. Город рос тогда, когда в нем начиналась торговля, свободная безлицензионная, не загнанная в рамки номенклатурных правил и инструкций. Подгоняет купец баржу и тут же на улице Большой раскладывает свой товар - подходите, люди добрые, берите, что хотите, только не забудьте денежку приготовить. Приезжает обоз из Казани и тоже торговлю начинает. В те времена торговать было так же естественно, как и дышать. источник (http://staraysamara.ru/vse-materialy/istoriya-samarskoj-gubernii/istoriya-samary/266-naberezhnaya-reki-volgi-v-samare-ulitsa-maksima-gorkogo-volzhskij-prospekt)














Мы нарисовали слегка идиллическую картинку. Конечно, купцам и в те времена было трудно. Посмотрите в сторону Новокуйбышевска, за Самарку, там ведь проходила государственная граница Руси. После падения Казанского ханства все его земли перешли к Москве, а за Самаркой находилась Ногайская Орда. Вот почему Засекин и построил крепость, защищая новые русские владения. Ногайцам это соседство не нравилось, и они несколько раз пытались сжечь город, брали в плен русских людей и, конечно же, грабили купцов похуже любого современного рекета. После каждого такого набега стрельцы проводили карательную операцию в степи.
Многочисленные отряды ногайцев, вооруженные луком и стрелами, всякий раз терпели поражение от пушек и кремневых ружей русичей. Позже Ногайскую Орду разгромили киркизы, которые сами вынуждены были признать власть московского царя. Но это уже в 17 веке. Именно тогда первые смельчаки из самарских казаков перебрались через реку Самарку и основали там Засамарскую слободу, ныне это Кряж. Название старинное и сохранило в себе память о тех первопроходцах, людях сильных, кряжистых. Кто еще мог селиться в тех глухих местах, открытых для степных набегов. Даже приток Самарки, Татьянку, назвали не по имени русской девушки Тани. Оно произошло от слова Тать, что значит вор.
Однако вернемся к улице Большой. В самом начале этой улицы в городской реестре мы обнаруживаем недвижимость стоимостью в сто тысяч рублей, принадлежащую господину Башкирову, но нет, замка вы не увидите
Хлеботорговцу Н. Е. Башкирову принадлежал по сути целый поселок на берегу Волги, этакий мукомольный концерн, в который входили дома-общежития для рабочих, особняк хозяина, складские помещения и, конечно же, огромный мукомольный комбинат, действовавший с 1889 года. Сама мельница была автоматизирована, оснащена электрооборудованием, работала в 3 смены. Ежегодно давала свыше 6 миллионов пудов размола. На потребительский рынок Торговый дом "Н. Е. Башкиров с сыновьями" поставлял 10 сортов пшеничной муки и 6 ржаной.
Оснастила это производство фирма "А. Эрлангер и К". Если вы думаете, что хозяин с утра до вечера руководил своим производством, то вы ошибаетесь. Этим занимались сыновья, а сам Н. Е. Башкиров, как председатель Биржевого комитета, работал на Хлебной площади в здании самарской биржи. Многие финансовые документы содержат его факсимиле. Сам мукомол вел постоянную биржевую игру, получая дивиденды от успешной купли - продажи зерна. Операции порой исчислялись миллионами рублей, а зерно - тысячами тонн. От успешных дел Башкирова порой зависела цена русской пшеницы в Копенгагене, Лондоне или Берлине. Телеграф, располагавшийся в здании биржи, позволял всегда держать руку на пульсе мировой торговли зерном.
Как видим, улица Большая славилась немалыми делами. Это касается не только промышленности. Она являлась и культурным центром. Здесь выступали бродячие музыканты, фокусники, клоуны, поднимался шатер Шапито.
Неудивительно, что в середине XIX века здесь открылся первый в Самаре драматический театр, как писали в афишах, рядом со складом Мешкова. Это очень примечательно, ведь торговля, бизнес были на первом месте, поэтому так и узнавали - рядом со складом. Это уж точно все знают, где.
Там где сейчас начинается Набережная, когда-то гудел Бурлацкий рынок, о котором современники писали, беззакония здесь было предостаточно, и боже упаси вас супротивничать, морду могут побить. Несчастный мещанин, отдавая жене полутухлую рыбу, говорил: "Ладно, хоть деньги не украли." Чему удивляться, ведь порядок там наводил всего один, да и то хромой полицейский. Достопримечательностью рынка было то, что рыбу там продавали в огромных чанах, а то из садков прямо с берега Волги. Надо сказать, что ее тут же ловили огромным неводом, который вытаскивали сразу человек пятьдесят. Сеть, как обычно, оказывалась забитой огромными лещами, похожими на блестящие сковородки.
Journal information