И к стати хорошобы было власти изучить уроки прошлого, очень была отлаженая система ухода и и сдачи в аренду сада.
Оригинал взят у
Более двухсот лет назад действительный статский советник Григорий Никаонорович Струков на берегу Волги заложил фруктовый сад. В 1828 году Струков разорился и вынужден был расстаться почти со всем своим недвижимым имуществом, но сад Григорий Никаонорович так и не продал. В 1846 году Струков умер, а в 1848 сад за 900 рублей купил титулярный советник Д. Е. Обухов. В 1853 году, за те же 900 рублей Обухов передал сад городу.
Струковский сад стал излюбленным местом отдыха горожан. В 19 начале 20 века самарцы гордились с Струкачами не меньше, чем мы сейчас гордимся набережной. В 1852 году губернское Дворянское собрание построило в саду деревянную палатку. Это была первая постройка в Струковском саду. В ней проходили банкет по случаю выборов в Дворянское собрание. Позже палатка по распоряжению губернатора Волховского была перестроена под постоянный, воксал, состоящий из трех комнат: танцевального зала, диванной и карточной комнат.
Про Струковский написано много статей самарскими краеведами. В 2009 году вышла замечательная статья Павла Попова, которую настоятельно рекомендую к прочтению всем, кому интересна история самарских парков http://samara-arch.livejournal.com/7744.html
Сегодня небольшой рассказ о том, как работало парковое хозяйство Струковского сада, так сказать, МП "Парки города Самары" позапрошлого века.
План Струковского сада
Прмерная привязка к совресенной карте
Городская управа с торгов отдавала Струковский сад в арендное содержание. Заплатив кругленькую сумму от 1500 до 1750 рублей за сезон с 1 мая по 1 сентября, арендатор получал право пользоваться вокзалом и буфетом при нём. За это на арендатора возлагались обязанности по содержанию сада, от уборки алей, чистки клозетов и сортиров, освещения сада до найма за свои средства оркестра. Оркестр нанимался не менее чем из 20 музыкантов и должен был играть почти каждый день, с 7 до 11 вечера в специально построенной для него беседке, а с 11 до 2 в помещении вокзала.
Деятельность арендатора строго регламентировалась разработанной садовой комиссией кондицией. Строго оговаривалось, сколько и каких фонарей должны освещать сад. С 1900 года сад должен был освещаться с сумерек до 12 часов ночи электрическими фонарями, а главная аллея до 2 часов. После 2-х все фонари могут быть погашены, а на главной аллее зажигались керосиновые фонари, которые яркого света не давали, но не позволяли саду погрузиться в кромешную тьму.
Арендатор был обязан устроить не менее двух павильонов для продажи шипучих вод. Причём лимонады фруктовые должны продаваться не дороже 10 коп. за бутылку, а в шампанских бутылках не дороже 25. Сельтерская, содовая и углекислая – 7 коп. Стакан фруктовой – 8 коп. Бутылка кваса -12.
В буфете вокзала всегда должно быть пиво местное и привозное не дороже 20 коп. за бутылку. Бутылка мёда не дороже -15. Чай с лимоном и со сливками. Не менее 6 сортов водки двойной очистки по 10 коп. за рюмку с закуской, стакан чая, к стати, стоил столько же.
Кушанья подавались из свежих и качественных продуктов, по ценам не выше чем в дорогих ресторанах города. Прейскурант на вина и кушанья утверждался комиссией и вывешивался на видных местах. Жалоба на некачественную еду могла стоить арендатору 10 руб. штрафа, а завышение цен от 3 до 5 руб.
Journal information