gon1969 (gon1969) wrote,
gon1969
gon1969

Categories:

Симбирская губерния. Черемисы

Рауль И., конец 1870 годов

Так кто такие Черемисы?
Вопрос на самом деле не совсем простой как оказалось, и кого нынче можно считать Черемисами.
Вот немного информации из интернета, предупреждаю это не архивные данные
в отличие от фотолитографии, а информация из сети.
Черемисы, издревле жили в междуречье Вятки и Волги. Ныне их потомки-марийцы - народ мирный. А в былые времена они доставили немало огорчений соседям.
Историк Иордан в VI веке впервые упомянул об этой народности. Племя черемисов начало формироваться от нижнего берега Ветлуги до Вятки (восточное направление) и Казанки (южное направление). Считается, что до VIII века они имели связи с древнегерманским племенем готов, а затем, вплоть до XV века, были в составе Золотой Орды и Булгарского вилаята, однако известно, что сражались они не только на стороне булгар и Орды, но и за русских. В 1552 году Ханство пало, и земля марийцев стала частью российского государства. Присоединение это не прошло бескровно: известно о нескольких крупных восстаниях марийцев, которые вошли в историю как Черемисские войны (всего их было три, продолжались они, в общей сложности, с 1552 по 1585 год). - Читайте подробнее на FB.ru: https://fb.ru/article/457929/cheremis---eto-istoriya-naroda-kultura-i-verovaniya
Черемисы верили в силы природы, наделяя их чертами божеств, поклонялись духам рода. Их многочисленными богами - Юмо, правил верховный бог - Ош Кугу-Юмо. Ему черемисы полонялись, учитывая положения Луны и Солнца, существовала и традиция жертвоприношений.
А вот еще -
По Лаврентьевской летописи черемисы прежде жили на Оке. В Атласе Замысловского под 862 – 1054 гг. черемисы показаны живущими на луговом берегу Волги от устья Суры до Казани. В 1224 г. они отодвигаются на восток, переходят реку Вятку и доходят до Камы, в пределах Сарапульского уезда. По всему протяжению Нижегородской губернии встречаются названия, указывающие на черемис, как бывших обитателей страны.

Некогда черемисы жили рядом с мордвою, потому и язык их (особенно горных) более других наречий схож с мордовским; они расселялись по Рязанской, Тамбовской, Пензенской и Симбирской губерниям, о чем говорят давние черемисские названия многих мест. Вытесняемые мордвой, черемисы двинулись за Волгу. Масса черемисских названий мест в Костромской губернии. Вероятно, по общему пути к северу двигались они в X и XI веках, т. е. в Вятский край, по реке Илети. Множество черемисских поселков и племен носят названия от места жительства: В ы т л я ш а р – люди и с Ветлуги , Ш и м е н е р – при черном овраге , П о с а н у р – при поле Поса. После мордвы соседями черемис были чуваши, вотяки.

Под болгарским влиянием черемисы перешли к оседлому состоянию. Явились новые слова: курная изба (очерт, сурт) погреб (нёреп), баня (монча), хлев (вюташ), изгородь (пахта). Болгары научили их делать кислое молоко (орень), сыр (тубуртуш), сохи (ага), косы (саба), вилы (шаник) и мн. др.

Татары явились позднейшими соседями черемис. От них они узнали, что значит народ (калык) и подать (ойзяк, ясак). Арабские миссионеры научили черемис понятию о вере (пиэн), о пророке (пиамбер) и ангелах (першета), что есть грехи (сулык), за которые грешники пойдут в бездну (тамык). Соседи познакомили их и со злыми духами (шайтанами) и с пониятиями о небе (тюньча) и Боге (Юма), с особыми духами (вадыш шулыш)1).

В 1468 году было нашествие на черемис русских бояр. Царь Иоанн IV посылал к ним на Свиягу князя Горбатого, чтобы уговорить их сделаться русскими подданными. Отступая от русских, черемисы входили в сферу влияния татар, с которыми они и соединились для противодействия русским. Карамзин говорит, что черемисы, находясь под влиянием татар, имели своих князей2, род которых пресекся на Адане3. Козмо- демьянские черемисы доселе знают землю „Акпарса» и говорят, что ему принадлежал весь горный черемисский край и леса на Ветлуге4. Рассказывается еще о некоем Сабаторе, который, найдя клад и через то разбогатевши, овладел однодеревенцами и стал ими повелевать, принуждая их к своим работам5.

В 1546 г. горные черемисы отправляли в Москву посольство, с выражением готовности помогать русским. И они нам помогали в 1552 году, а луговые присоеди- нились только по взятии Казани, но в 1553 году восстали. В 1572 году все черемисы, надеясь на Крымскую помощь, восстали, но помощь не пришла, и они покорились. В 1592 г. восставали одни луговые черемисы, причем восставших было 12 волостей. В 1611 году они уже участвовали в ополчении для очищения Москвы от поляков. Смирнов полагает, что в это время явился специальный бог-царей (Кужахан-Куго-Юма)6. В этом было первое русское культурное влияние на черемис7, потом шло общее политическое и наконец, менее всего религиозное, ибо для этого необходимо было употребить соединенные силы государства и общества, а эти силы ушли на уничтожение общей смуты, а потом и на усмирение Пугачевского бунта. He прививая христианства, русские не двигали и общее дело ассимиляции черемис с собою8. Co времени Петра Великого отнято было право у некрещеных владеть крещеными9 и многие освобождались от ясака за принятие христианства. К Петровской же эпохе относится уравнение инородцев ясачников с русскими тяглыми людьми. Черемисам русские подати казались тяжелыми и потому они скрывали детей своих и даже сами сбегали... А в 1609 г. они сожгли Цивильск. Поэтому предписывалось воеводам: „беречь черемис накрепко, держать к новокрещенным и язычникам ласку и приветливость, чтобы они не завели измен»10. Высший надзор за делами поручен был Архиепископу. Уложением Алексея Михайловича было определено: „у черемис земли не покупать и не менять», а в годы правления Софьи захваченные их земли, были возвращены им11. В 1697 году под страхом наказания смертного запрещалось брать инородцев в кабалу, а бывших в кабале отпускали на свободу, если они принимали христианство12.

„В течении трех веков правительство слабо проявляло руссификационные стремления. Оно признавало свою миссию в том, чтобы сделать черемис христианами... Избегая беспокойств, соединенных с насилием, оно исподволь работало над их обращением, поддерживая возможными средствами церковь и школу»13. Петр Великий, отправив митрополита Тихона в Казань, рекомендовал обратить особое внимание на черемис, обнадеживая их великою государя милостью и льготными годами». И митрополит быстро окрестил 4000 черемис, с освобождением их от податей на три года.

Особенно великие милости инородцам оказывались при императрице Елизавете Петровне, и тогда их обратилось ко Христу до 100,000 человек14. В Царевококшайске протопоп Георгий Давыдов окрестил больше, чем мог снабдить деньгами, и за это его хотели сжечь в избе, обложив ее соломой15.

За крещеных подати платили язычники. Им это было в тяготу, а потому, когда началась пугачевщина, они примкнули к бунтовавшим, а за ними потянулись и новокрещенные, недовольные тем, что им запрещали совершать языческие служения. За вспышками правительственного культивирования инородцев следовали долгие годы бездействия, и от начатого дела не осталось следа16.

„Школы, устроенные св. Гурием, не пережили его. При Петре Великом было взято 32 черемисских мальчика для обучения их в надежде священства их. Но они частью умерли, частью разбежались. В 1734 году была попытка учредить 4 школы инородческих, и в том числе одну для черемис, в Царевококшайске. Но и это дело имело печальный конец.

В 1803 году был переведен на черемисский язык катехизис. В 1818 году священники Малаго Сундыря и Пертнур перевели на черемисский язык Новый Завет, разослав его в черемисские приходы по 5 экземпляров. Co смертью Преосв. Амвросия переводческая деятельность прекратилась и она возобновилась только в 60-х годах и особенно развилась при содействии Братства Св. Гурия, основанного в 1867 году.

Почти общепринятые взгляды представителей русского общества на способы культивирования черемис выразились в задачах Братства Св. Гурия.

Поддержка крещеных инородцев, воспитание детей их в школах в дух Православия, распространение инородческих книг и возбуждения симпатии к инородцам – вот основные задачи Братства, которые, по возможности, и осуществляло Братство в течение 43 лет. Земство отнеслось сочувственно к Братству, Министерство Народного Просвещения тоже. Выступили на сцену черемисы священники-учителя, которых ныне более сотни, а равно столько же, если не более, монашествующих. В одном черемисском женском Вершинно-Сумском монастыре 3 монахини и 60 послушниц черемис. He меньше того монахов в Михаило-Архангельском монастыре Козмодемьянского уезда, а равно монахинь в Козмодемьянском женском монастыре, a также в Царевококшайском женском монастыре и Мироносицкой пустыни. Кроме того 10 черемис воспитывается при архиерейском доме, 10 при Седьмиозерной пустыни и столько же при Райской пустыни, а во всех школах их обучается несколько тысяч17.

Разных книг для черемис на черемисском языке напечатано более 40 названий.

И при всем этом язычество среди черемис остается и даже входит в новую фазу развития, соответствующую духу времени. Почему это? Кажется, причина особенной привязанности черемис к язычеству заключается в давности их религиозных понятий, с которыми они слишком сжились, чтобы вскоре могли оставить их. При том же эти древние понятия очень низменные (фетишизм), сменять которые на возвышенные христианские нельзя так скоро, как хотели этого доселе христианские просветители, только крестившие их, но мало или даже вовсе не учившие их, почему многие крещеные долго оставались равны своим братьям-язычникам.

Однако, во многих местах, где уже издавна совершалось большое просачивание русских в среду черемис, они довольно ассимилировали с русскими, при чем культурное влияние русских сказалось не только в постройке домов, но и во многих явлениях жизни: одежде, играх, сказках, песнях, a пo замечанию профессора Смирнова, даже в космогонических и космологических понятиях.

Благочиннический Совет 3 округа Козмодсмьянского уезда свидетельствует (от 17 января 1910 г.), что духовенство снискало любовь и полное доверие со стороны прихожан инородцев (черемис и чуваш). Прежних языческих обычаев среди них почти не стало. Они религиозны и нравственны и особенно гостеприимны к странникам, но все же они малокультурны. Духовенство же Царевококшайского уезда (20 января 1910 года) заявило, что черемисы сильно язычествуют и более Бога почитают диавола, или вообще злую силу, о чем у них и существует поговорка, а именно, что диавол сильнее Бога18. Должно, наконец, сказать, что кроме язычествующих крещеных черемис доселе существует язычников черемис до 3000 в одной Казанской Епархии.

В последнее время среди них выступают особенно выдающиеся приверженцы язычества, так называемые кугосортинцы, т. е. употребляющие при молениях большие свечи и хвалящиеся тем, что они исповедуют веру Авраама и даже Адама. И многие следуют за этими новаторами, которые, кажется, имеют успех потому, что освобождают черемис от тяжелых для них жертв животных, обычно довольно часто приносившихся всем богам черемисским и чаще всего кереметям, этим демонам, которыми спутана вся жизнь черемис. Отсюда вытекает, что православным миссионерам должно постараться освободить черемис не только от животных жертв несуществующим богам, но избавить их и от ига и рабства пред керемятями, как носителями и представителями зла, заменив их благодатью чрез благовестие о Христе Иисусе, Спасителе всех людей, с верою и любовью приходящих к Нему.

Уже давно среди горных черемис действует около 20 приходских священников, а среди луговых более 30. И, однако, все же язычество черемис еще сильно, особенно среди луговых. Впрочем, надо сказать, что приходские храмы большею частью находятся вдали от черемис, поэтому они и не могут часто поучаться в церкви, ибо нужно иметь слишком большую ревность, чтобы ездить в русский храм за 10, 20 и 25 верст. И, однако, многие черемисы делают это и посещают не только свои приходские храмы, но ходят и в монастыри далекие, только не редко со своими языческими помышлениями, ибо привязанность к язычеству во многих из них очень сильна, так что и христиане черемисы в большинстве полуязычники, или иначе сказать двоеверы. Где же, где причины этого? Кажется, отчасти причины этого кроются в самих их верованиях, к обозрению которых поэтому и следует приступить, начиная с фетишизма, или шаманства, как называет все их верования известный знаток казанских инородцев Н.И. Золотницкий в своем малом по объему, но значительном по содержанию, сочинении: „Невидимый мир пo шаманским воззрениям черемис».
источник
https://azbyka.ru/otechnik/Nikanor_Kamenskij/cheremisy-i-jazycheskie-verovanija-ih/
Я пока для себя выяснил одно, что они жили в Симбирской губернии в Сызранском. Усольском. Сенгилеевском уезде.
Tags: Симбирская губерния
Subscribe

  • Ковидные хроники, gon1969

    Сегодня к 13-00 - 13-30, все же дождался врача, пришла никакая не ковидная бригада, а простой участковый. Хочу вырозить большую благодарность простым…

  • Азаров, Фетисов, Бенян, саботаж и COVID-19

    Сегодня идет 5 день как я обратился в структуры минздраво СО за помощью, пока жду 18.10.2021 в 7-00 утра на госуслугах появился положительный…

  • Про Вакцинацию от COVID-19 в Самарской области

    Ну, что просто так привиться «КовиВак»( — это инактивированная цельновирионная вакцина, то есть для ее создания используется непосредственно сам…

promo gon1969 may 20, 2015 12:27 21
Buy for 5 000 tokens
фото 19-41 года Недавно на открытии триумфальной арки, на пр. юных пионеров в Самаре. Руководители региона вспоминали как в 1941 году в г. Куйбышев эвакуиовались оборонные предприятия из г. Воронежа, в том числе и завод им. Ворошилова. Эти воспоминания напомнил, мне историю моей семьи(по мужской…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 1 comment