gon1969 (gon1969) wrote,
gon1969
gon1969

Categories:

Легендарный штурмовик ИЛ-2 вернулся

Самалет 040.JPG
На днях в Самаре на свой обновленный постамент вернулся ИЛ- 2, один из символов нашего города.
Советский штурмовик времён Великой Отечественной войны, созданный в ОКБ-240 под руководством Сергея Владимировича Ильюшина. Самый массовый боевой самолёт в истории, было выпущено более 36 тысяч штук, по другим источникам 42.329 штурмовиков Ильюшина.
Ил-2 принимал участие в боях на всех театрах военных действий Великой Отечественной войны, а также в Советско-японской войне.
По кодификации НАТО: Bark
Работы на монументе еще идут, но в ближайшее время будет его торжественное открытие.


Самалет 035.JPG

Самалет 018.JPG
Конструкторы называли разработанный ими самолёт «летающим танком». Пилоты-истребители люфтваффе прозвали Ил-2 «бетонным самолетом» (нем. Betonflugzeug). По утверждению некоторых советских авторов, солдаты вермахта называли его «чумой» (нем. Schwarzer Tod, дословно: «чёрная смерть»
Самалет 010.JPG
Немного истории монумента:
В начале 1970-х годов ветеранами авиационного завода было решено поставить у проходной завода памятник в виде боевого самолёта Ил-2. Но оказалось, что у завода, изготовившего в годы войны более 15000 самолётов Ил-2, нет ни одного экземпляра, а в ВВС он, конечно, давно снят с вооружения. Поиски самолёта поручили ветерану завода Евгению Андреевичу Капустнику и будущему заведующему заводским музеем Валерию Григорьевичу Быкову. Они проверили несколько сообщений о найденных штурмовиках, но найденные экземпляры оказались непригодными к восстановлению. Осенью 1970 года в болотах Мурманской области вблизи станции Алакуртти был обнаружен самолёт с номером 1872932. Как удалось выяснить по архивам, машину с пилотом К. Котляевым и стрелком Е. Мухиным на борту сбили в марте 1943 года. Самолёт был доставлен в Куйбышев на авиационный завод, где старые рабочие по памяти, собрали и отремонтировали корпус, вооружение и другие детали. Самолёт установили на постамент около входа на завод.
Самалет 029.JPG
В последствии, городское руководство решило установить памятник в месте доступном для всех, так как создание штурмовика являлось трудом не только авиазавода № 18, но и авиазавода № 1, моторостроительного завода № 24, и многих других предприятий города и огромного числа жителей. За разработку проекта взялся главный архитектор города Алексей Моргун (в молодости он сам работал на авиазаводе клепальщиком). Сразу было одобрено место на пересечении проспекта Кирова с Московским шоссе. Было рассмотрено несколько вариантов расположения самолёта и форм пьедестала (скульптор И. Б. Федоров при участии А. И. Фролова). Торжественное открытие памятника состоялось 9 мая 1975 года, в тридцатую годовщину победы СССР в Великой Отечественной войне
Самалет 028.JPG

Самалет 006.JPG
В феврале 1941 года началось серийное производство (приказ А. И. Шахурина № 739 от 14.12.1940).
Отпускная цена завода для армии по ценам 1941-43 годов составляла в среднем 300 тыс. рублей себестоимость в 1941 году 236-270т. рублей, а вот в 1943 когда уже упростили и наладили нормальный конвейер и меньше зависли от смежников за Уралом 160-180т. рублей.
Самалет 027.JPG
Кстати танк т-34 по себестоимости стоил 249.000 - 41 год, 170.000 - 42 год, а в 1945 уже 130-140.000, отпускная цена для армии
составляла в среднем 269-300.000, цены естественно оринтеровчные, поскольку на разных заводах они отличались и как и и-2 так и т-34 существовало огромное количество комплектаций и модификаций.
Для сравнения цены на некоторые товары(естественно государственные)
пальто муж д/с - 377р
костюм муж - 367р
ботинки мух хром - 140р
шапка-ушанка – 14р
мыло Красный мак - 1р50к
духи Красная Москва - 28р50к
папиросы Казбек - 3р15к

Это один из самых знаковых памятников в нашем городе.
Для меня это еще и личное событие, так как на заводе им. Ворошилова(№18) с июня июля 1937 года
трудился мой дедушка Синюков Евгений Васильевич
в своем рабочем кабинете на заводе №18 1945 год
Дед от т. Зои 027.JPG
учетная карточка из архивов завода №18
Музей завода 18 063.JPG
автобиография из партийного архива г. Самары
5.1.jpg
с коллективом цеха №8 1943 год
Дед от т. Зои 034.JPG
Первые серийные Ил-2 изготовлены в Воронеже на заводе № 18 (в ноябре 1941 года завод эвакуирован в Куйбышев). Ил-2 серийно производился на авиационных заводах № 1 и № 18 в городе Куйбышеве, на авиационном заводе № 30 в городе Москве. Из общего количества Ил-2 (36183 шт.) 74% произведено в Куйбышеве (26888 шт.). Некоторое время в течение 1941—1942 годов самолёт выпускался заводом № 381 в Ленинграде и Нижнем Тагиле.
Мой дед прибыл в г.Куйбышев из г. Воронежа вместе с заводом , и продолжил тут работать и как раз осваивал выпуск нового изделия,
то есть ил-2.
И еще для меня это личное событие , поскольку в 1974-75 годах когда велась постройка этого монумента, мой дед
Дед 020.JPG
работал начальником Управления материально-технического снабжения Средневолжского региона.
Все большие и значимые стройки нашей области были на прямуюю связаны с работой данного управления.
Интересное то было время в 50-70 годы прошлого века в г. Куйбышеве.
В годы четвертого пятилетнего плана (1946-1950) предстояло не только восстановить довоенный уровень производства промышленной продукции, но и превзойти его почти наполовину. План предусматривал подъем производства предметов широкого потребления, замену карточной системы развернутой государственной торговлей. Предусматривалось планом также и снижение цен на все товары, рост заработной платы, большое жилищное и культурно-бытовое строительство, расширение системы здравоохранения, народного образования и т.д.
К 1946 г. в Куйбышевской области, в основном, было завершено строительство всех ранее запланированных промышленных предприятий. В марте 1948 г. на IX областной партийной конференции было отмечено, что перестройка промышленности на мирные рельсы, в основном, закончена, определены планы на будущее.
В 1950-70 гг. были сооружены Волжская гидроэлектростанция, Волжский автомобильный завод, судоверфь, долотный завод, завод металлоконструкций, жиркомбинат, значительно расширялась Безымянская ТЭЦ.
Мощно развивалась оборонная, авиационная и аэрокосмическая промышленность. Именно в Самаре (быв. Куйбышеве) были изготовлены две ступени ракеты-носителя «Восток», которая вывела на околоземную орбиту космический корабль с первым в мире космонавтом Юрием Гагариным.
Быстрыми темпами возводились предприятия нефтехимии: завод каталитического крекинга, завод синтетического каучука в г. Тольятти, завод по переработке пластических масс в г. Сызрани, Куйбышевский химический завод, Куйбышевский завод синтезспирта, Сызранский сажевый завод.
В апреле 1960 г. в ЦК КПСС был направлен рапорт о вводе в строй действующих предприятий Куйбышевского металлургического завода, в 1961 г. в строй действующих вошла первая очередь завода синтетического каучука. План валовой продукции за 1962 г. промышленностью области выполнен на 103%.
В 1970 г. дала свою первую продукцию Куйбышевская шоколадная фабрика «Россия», построены Жигулевская, Обшаровская, Подбельская птицефабрики.
В области сооружались Водинский серный комбинат, Новокуйбышевский завод синтетического спирта (первая очередь введена в строй действующих в 1957 г.), металлургический завод в г. Куйбышеве, завод синтетического каучука, реконструировались Чапаевский завод силикатного кирпича, Безымянский киркомбинат. Завершилась электрификация всей железнодорожной магистрали, проходящей по области.
использованы материалы Самарских архивов, архива семьи Синюковых и http://gubernya63.ru/history/legends/50-80.html


Tags: ВОВ, Синюков Е.В., личное, памятники
Subscribe

promo gon1969 may 20, 2015 12:27 21
Buy for 5 000 tokens
фото 19-41 года Недавно на открытии триумфальной арки, на пр. юных пионеров в Самаре. Руководители региона вспоминали как в 1941 году в г. Куйбышев эвакуиовались оборонные предприятия из г. Воронежа, в том числе и завод им. Ворошилова. Эти воспоминания напомнил, мне историю моей семьи(по мужской…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 7 comments