gon1969 (gon1969) wrote,
gon1969
gon1969

Categories:

Уходящая история Самары, Сокский мост пошел в след за "Корсаковым"

1.jpg
п/х "Корсаков", фото из архива Сергея Медведева (первоначальное название Henriette Shulte, построен в 1944 году, списан в 1971 году)
Так и не дошли у меня руки поснимать этот, сильно любимый мной мост и корабль.
Округа вокруг очень классная и наполненая легендами и тайнами, тут и несколько систем сокских штолен, и карьер, холодильник и конечно же легендарный Корсаков.


п/х «Henriette Schulte»
2.jpg
Проект разработан фирмой "Гамбург Верфт" (г.Гамбург, Германия).
Серия строилась на нескольких судоверфях в Германии и Голландии.
В составе ММФ и МРХ СССР работало, как минимум, 15 судов данной серии.
Корсаков на месте последней стоянки не подалеку от старого моста через реку Сок
75904668.jpg
Тип судна: пароход, сухогруз
(в 1950-х годах несколько судов были переоборудованы в транспортные рефрижераторы).
Конструктивный тип: двухпалубное, с баком и рубками в средней
и кормовой части, с МО и жилой надстройкой в средней части.

Назначение: перевозка генеральных грузов.
Район плавания: неограниченный.
Дальность плавания: 4000 миль
Экипаж: 34 чел. (запасных мест — 4)

Валовая вместимость: 2022 т
Дедвейт: 3070 т
Длина: 91,8 м
Ширина: 13,5 м
Высота борта: 8,2 м
Осадка: 3,03/5,62 м

Силовая установка: паровая машина, сдвоенная, клапанная, типа "Ленц" (Германия).
Мощность: 1 х 1350 л.с.
Скорость: 10,4/11,1 уз.

3 грузовых трюма общей вместимостью 4490 куб.м (киповая), 4901 куб.м (насыпью).
11 легких грузовых стрел грузоподъемностью 10 х 3,0 т и 1 х 10,0 т
1 тяжеловесная грузовая стрела грузоподъемностью 30,0 т
источник http://fleetphoto.ru/projects/1794/
А вот еще именно про наше судно
В 2004 году неподалеку от Самары, возле поселка Красная Глинка сгорело судно с легендарным прошлым. Огонь разделался с уникальным кораблем под названием «Ева Браун» со второй попытки. Первый раз пожар на «Еве» произошел в мае 2003 года. Тогда в огне чуть не погибли люди. Этот корабль был построен в Италии по заказу фашистской Германии в 1936 году. В мире есть только один аналогичный аквалайнер - «Адольф Гитлер».
После войны «Ева Браун» в качестве трофея досталась Советскому Союзу. Корабль получил новое название - «Корсаков». В конце 60-х годов судно, перевозя из нашей страны груз оружия во Вьетнам, было подбито американцами. Корпус из высококачественной стали залатали, но для плавания корабль стал непригоден. Его отправили в Самарскую область, и почти 20 лет «Ева Браун» простояла в устье реки Сок. Легендарное судно переделали под рефрижератор. Отныне вместо смертоносного груза в нем хранили консервы. Корабль-холодильник принадлежал предприятию «Самара-рыба».
Прошло время, и «Еву Браун» перестали использовать даже таким образом. Несколько лет судно простояло брошенным, медленно ржавея на берегу. Еще через какое-то время его купил предприимчивый частный предприниматель и решил порезать корабль на металлолом. С этой целью на нем разместилась бригада рабочих.
15 мая 2003 года на судне произошел первый пожар, причиной которого стала искра автогена, попавшая под обшивку корабля. В 2004 году «Еву Браун»-«Корсакова» вновь попытались разрезать на металлолом. И опять случился пожар: загорелись остатки мазута на дне судна. Строптивая «Ева Браун», не желавшая уходить в забвение, была полностью уничтожена.
"В Самарскую область перегнали очень большую часть трофейного флота Германии: и речного, и типа «море-река», - говорит исследователь группы «Авеста» Игорь Павлович. - У нас есть надежда, что где-то на волжских островах, возможно, сохранились еще трофейные немецкие корабли.
Некоторые самарские старожилы вспоминают, что в свое время их использовали как понтоны и швартовые площадки. Турбазы задействовали эти суда для разных административных нужд. Так что надежды обнаружить что-нибудь подобное «Еве Браун» мы не теряем.
Более конкретных документов, например, касающихся численности попавших в область трофейных судов нам не попадалось. Вообще, с документами очень тяжело. В архивах, где мы пытались искать, информация о них носит весьма разрозненный и фрагментарный характер".
На протяжении нескольких лет искатели из «Авесты» предпринимают попытки обнаружить на волжском дне затонувший корабль «Александрия» (или «Александр»).
"Существует версия, согласно которой ряд особо ценных предметов из так называемого наследия византийских императоров Комнинов, обнаруженный в 1916 году русскими войсками и сопровождавшим их отрядом археологов в Трапезунде и вывезенный ими в Россию, был позднее укрыт в Казани, - рассказывает Игорь Львович. - После захвата Казани силами Комитета Учредительного собрания, который тогда располагался в Самаре, часть имевшихся сокровищ попытались вывезти, используя речной путь. На Волге произошло несколько боев. Часть судов до цели не дошли – их затопили. Согласно одной из версий, такая судьба постигла и пароход «Александрия», перевозивший ценности Казанского банка и, в том числе, - трапезундские сокровища".
По словам вице-президента «Авесты» Олега Владимировича Ратника, у правого берега Волги напротив Поджабного затона лежит притопленный на небольшой глубине пассажирский пароход «Пролетарка».
"Это большой корабль дореволюционной постройки, - говорит Олег Ратник. – Мы собираемся заняться его изучением. Прошлой зимой напротив спуска улицы Советской Армии в глубине островов мы также обнаружили достаточно большой буксирный пароход постройки 30-х годов. Он пребывает в наполовину разобранном виде, сохранились носовая часть и надстройки. По-видимому, это судно село на мель и осталось там навсегда. Идентифицировать его очень сложно, так как название не сохранилось. От двигателей в машинном отделении тоже практически ничего не осталось.
Вообще, со сбором информации о затонувших или по той или иной причине брошенных судах возникает много трудностей. Мы разговариваем со старыми речниками, местными жителями, рыбаками. Но их рассказы, как правило, носят весьма противоречивый характер".
Игоря Павловича уже давно интересует концепция начала 30-х годов, когда Самара рассматривалась как «столица пяти морей».
"Вокруг Самары предполагалось возвести пять неглубоких, но достаточно обширных моря, - рассказывает Игорь Львович. - Это должно было сильно изменить климат, повысить урожайность, плюс эти моря позволяли очень широко использовать гидроавиацию, которая на тот момент, когда дорог было мало, а железная магистраль тоже не была достаточно разветвленной, решала бы многие возникавшие проблемы. Такие работы в Самарской области даже были начаты.
Два года назад в ходе экспедиции группа «Авеста» обнаружила в Борском районе губернии фрагменты одного из таких грандиозных сооружений: огромные земляные валы. Но остается непонятным, где же собирались брать воду? Насколько все эти задумки были воплощены в жизнь, сейчас судить трудно. Сведения в основном носят фрагментарный характер".
По словам членов «Авесты», в одном из сел на юго-востоке Самарской области, расположенном в степи, где вокруг на много километров нет ни речки, ни озера, старики говорили, что там перед войной работали военные. Якобы они собирались строить плотину и создавать в степи рукотворное море.
"Строили, строили, - рассказывали местные старожилы, - все вокруг колючкой оплели - до сих пор шины рвем, а потом стройку забросили. Сейчас там пароход один стоит. Ржавый весь уже. Как туда попал, не знаем".
Очевидцы, побывавшие в этом месте в 80-е годы, свидетельствовали: «После долгой дороги по голой степи мы поднялись на земляной вал. Конечно, никакого моря не было. Впереди - вроде бы как равнина. На ней - глиняные кучи да холмы, только для разнообразия между ними какие-то протяженные лужи. Было непонятно, почему при очень сильной жаре они не пересыхали? Все затянуто дымкой. И в этой дымке в одной из больших луж стоял совершенно целый пароход. В длину – метров 40, а может, и больше. Он стоял, чуть наклонившись на нос и правый борт. Большой двухпалубный красавец».

В свое время я бывал пацаном на этом судне пару раз, когда дед по делам приезжал в холодильник, играл на нем и как то мне сделали там экскурсию было очень здорово. Когда подрос, меня всегда интересовала история этого судна и как выяснилась не меня одного, кстати про историю с Евой Браун я не очень верил и оказывается не зря, вот почитайте
фото судна от сюда, так же как и часть информации от сюда
http://rechflot-63.ru/viewtopic.php?f=71&t=137
Судьба морозильника.
Получил письмо от университетского друга. Он нашёл удивительные подробности жизни парохода «Корсаков», сгоревшего в 2004 г. у моста, на реке Сок (старая дорога на Самару).

Почему нельзя ничего откладывать на «потом»
« Привет, старина Виктор! Предлагаю твоему вниманию в кратком изложении некоторые факты истории одного названия, или одного корабля, или суди сам ...
В короткие часы перерывов между основными видами деятельности я, все-таки, окунаюсь в океан виртуально доступной информации, избирая давно интригующие курсы. Итак, пароход «Ева Браун» — Корсаков, который благополучно сгорел дотла зимой 2004 г. на вечном приколе в старом устье Сока у такого же старого моста.
Это случилось, всего спустя три месяца, как я обходил его борта, проводя по стальным листам рукой, выбирая место для удачного кадра. Но из кустов карагача это было сделать трудно, к тому же склоны берега круто уходили в воду, а мне хотелось применить «рыбий глаз». Вот если бы можно было отплыть немного, и тогда корабль просматривался бы более эффектно, к тому же тогда был бы боковой свет и фронтальный, а так только контровый. На территорию базы меня не пустили, да и собаки, почему-то были недружелюбно настроены, поэтому мне не удалось сделать кадры с открытого места. Я понадеялся, что еще не раз увижу корабль на его вечной стоянке,… но оказалось, что это была наша последняя встреча. Я сделал пару кадров с форштевня, но солнце слепило в глаза, и расстояние до носа не позволяло охватить надстройки и контуры корабля, а корма была слишком укрыта ветками разросшихся американских кленов. Потому я решил повторить свой замысел, когда совсем не будет листвы, а на Волге и протоках станет лед. Ну это все преамбула, так сказать, к моему рассказу, короче говоря — сгорел красивый и будоражащий воображение объект.
После его гибели журналисты (заметим себе) окрестили пароход якобы Евой Браун. С их легкой руки данное обстоятельство не давало покоя фантазии и еще больше разогревало интерес к объекту. Как же так, такая «реликвия» и вдруг у нас под боком, столько лет, в забвении, с другой же стороны — ну на хрена фюреру, да и вообще немцам присваивать какому то среднему грузовому пароходу (не лайнеру, или прогулочной яхте) имя «первой леди» рейха, и еще — как мог аналогичный пароход двойник носить имя самого дяди Адольфа. Как то не очень вяжется с масштабом, назначением довольно среднего по всем параметрам торгового судна с личностью и фигурой слишком видного политика и вождя нации. Менее значимые деятели удостаивались куда более весомой (по тоннажу и красоте обводов корпуса) памяти, увековеченной в творениях рук человека, бороздящих просторы океана. Все эти факты долгое время не давали покоя моим мятущемся в кругозоре мыслям.
Наконец вчера немного разобрался. Великая вещь интернет! Все под руками, и сразу, при том что информации крайне мало, почти нет. Но из отрывков разговоров бывших морских волков и любителей морской истории, собирателей фото и др. архивов, даже моделистов (немецких) — спасибо за фото, Юрген! удалось более менее восстановить картину былых времен и в чем то историческую правду, уж не знаю — нужна ли она кому нибудь еще.

Где, та «Ева»? Представляем — «Henriette Schulte»
Итак! Никакой «Евы Браун» (как и следовало ожидать), и что подтверждается с педантичностью составленными немецкими отчетами их архивов верфей: Ростока, Любека, Фленсбурга, а также судостроительных заводов Голландии, Дании, где строились суда для 3-го рейха, никакой посудины с таким названием не было, тем более с именем вождя. Вся серия этих пароходов (включая наш знаменитый в будущем «Корсаков») насчитывает 37 судов, теперь я знаю название каждого из них, данное при спуске на воду. Первый корабль серии HANSA-A сошел со стапелей в 1943г. и назывался Hansa-1. Наш пароход был седьмым по счету в списке этих грузовичков и получил имя «Henriette Schulte» и до своего переименования в Корсаков никогда не менял названия.
После войны все корабли, вернее те, что дожили до Победы, были поделены. СССР достались 17 кораблей этой серии, в том числе и наш. Вероятно, они эксплуатировались сразу по прямому назначению, так как грузовых судов явно не хватало, а когда из них выжали всё что можно, решили переоборудовать, подремонтировать, перепрофилировать. Так или иначе, но наш Корсаков было решено переделать в «рыбака», т.е. стал он вполне солидным океанским морозильным пароходом. Все таки запас его хода был изначально велик, 4000 миль, т.е. около 8000 км. автономного плавания. Переоборудовали его довольно долго, впервые он прибыл в порт Схидам (Голландия) на буксире нашего парохода «Санников» 1.08.1952г. Оттуда сам перешел в Амстердам 8-9.06.1953г. И окончательно отправился в плавание уже переоборудованным 02.03.1955г., покинув гостеприимных голландцев и взяв курс на Калининград. В том же 1955 году летом у него начались регулярные океанские промысловые рейсы… Вот так, дружище, немного удалось приподнять завесу неизвестности и тайны в истории корабля на карте нашего города. Все что случилось с ним потом, и про Въетнам в том числе и про пробоины и про непотопляемость — очевидно правда, поскольку подтверждается из нескольких источников. Я нашел всего две фотографии тех лет, когда «Корсаков» видимо еще не был переделан в морозильник, но качество снимков очень плохое, да и присутствие других кораблей в кадре мешает нам разглядеть знакомые очертания нашего сокского «морозильника».

Посвящение «Корсакову»
Надо сказать, что ему (Корсакову) удалось прожить большую корабельную жизнь, он много послужил людям, а вот его собратьям по серии (они все похожи как братья близнецы) не удалось дотянуть не то что до конца тысячелетия, но даже до 80-х, почти все они в начале — середине 1970-х были проданы в Японию и разобраны на металлолом, два из них переданы Польше и скорее всего давно закончили свой век.
А наш красавец прожил 60 лет и не дал себя позорно порезать на железки, и даже винтика после себя не оставил, видать крепкий характер был у этого бродяги. Не сдался новым русским, предпочтя гибель сдаче врагу. Красивая у него была труба с красным флагом серпом и молотом. Получается, не спустил флага… ни перед кем, не дал на себе заработать ни копейки, даже в последние часы жизни. Такая вот история подлинной «Хенриетты Шульте». Наверное даже хорошо, что никто кроме нас об этом не знает и не догадывается, да и по фигу скорее всего эта информация большинству обывателей включая самарских «краеведов». Есть однако увлеченные ребята, кто собирает по крупицам и сохраняет любые сведения об интересующем предмете. Поиск тоже великая вещь, особенно если заняты этим рядовые парни, а не исследовательские институты.
д.Камилл.
Когда я получил это письмо, я даже не знал, что «Henriette Schulte» – это корабль призрак, который оставил солидный след, в истории Второй мировой войны, на море.
Источник: tltTimes.ru
Вот, и я откладывал съемки сначала судна а теперь моста, и до откладывался его уже разбирают.
с этим мостом вспоминается одна личная история связаная с детством.
Было у меня в детстве две автомобильных мечты, которые исполнились, это прокатится на красном феррари как в кино и увидеть в живую а еще лучше посидеть в кабине БеЛаза, ну о том счто бы прокатится на такой большой машине и не мечталось.
на феррари меня прокатили в прибалтике под Ригой в 1979 году, а вот БеЛаз первый раз я как раз увидел именно
при посещении Корсакова.
Как мы все знаем неподалеку от моста был карер, нынче он официально закрыт(по моей информации). вот в нем и работали
Карьерные БеЛазы, самая небольшая их модификация. А гараж этих машин был с другой стороны реки Сок, мост мог выдержать только одну такую машину(без груза), и вот с утра мост перекрывался и все ждали когда большегрузы по одному передут на ту сторону, вечером была такая же история, только в обратном направлении.
3.JPG
Увидев мечту всей моей жизни))) я достал деда и вот как то раз он отправил меня с водителем в карьер от куда меня на БеЛазе довезли до гаража, как раз через этот мост который нынче разбирают. Было это в конце 70хх, мне было лет 9-10 но впечатления живы по сей день. мне приходилось видеть в жизни много всяких машин и агрегатов, но Белаз оставил больше впечатлений чем
покатушки на ламбе(новой) в 00 годы в Москве.
Кстати стоимость одного колеса БеЛаза быра равна стоимости ваз 21-01 6.000р по ценам 70хх годов прошлого века.
А теперь давайте посмотрим как дела обстоят с тем самым мостом в 2016 году
Оригинал взят у rusistkom в Снос старого Сокского моста
Sok-1_-3.jpg

Вот и начали понемногу стягивать на берег фермы старого моста.

Немного ночных фото с места разборки вам в ленту
Sok-1_-5.jpg
Уже полпролета моста стянуто на левый берег. На фото видны натянутые тросы. Чуть дальше за мостом стоит баржа.

Sok-1_-4.jpg
Вид на старый и новый мосты с берега. Под старым видна плавучая опора.

Sok-1_-2.jpg
Знакомые очертания ферм старого моста.

Sok-1_.jpg
Плавучая опора.

Sok-1_-6.jpg
Вид на мост с песчаной косы (бывш. насыпи СКУ).

На этом подходит конец истории. Скоро на память останутся быки от моста.
Tags: ВОВ, Красноярский район.
Subscribe

Recent Posts from This Journal

promo gon1969 may 20, 2015 12:27 21
Buy for 5 000 tokens
фото 19-41 года Недавно на открытии триумфальной арки, на пр. юных пионеров в Самаре. Руководители региона вспоминали как в 1941 году в г. Куйбышев эвакуиовались оборонные предприятия из г. Воронежа, в том числе и завод им. Ворошилова. Эти воспоминания напомнил, мне историю моей семьи(по мужской…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 18 comments

Recent Posts from This Journal